12 декабря 1939 года в Симферополе было сформировано военно-пехотное училище.

Его первым начальником стал полковник Анатолий Георгиевич Красноухов, кадровый офицер, участник первой мировой и гражданской войн. В Красной армии боевой путь начал добровольцем в составе Петроградского пока в 1918 году. В 1920-м был награждён орденом Красного Знамени. Накануне войны он занимался вопросами материально-технического обеспечения армии.

Незадолго до Великой Отечественной войны, 1 апреля 1941-го, училище стало интендантским, а уже в августе того же года отправилось в эвакуацию. Местом его дислокации стала Саратовская область.

Сначала, до апреля 1942-го, училище размещалось на станции Питерка и в с. Моршанка Питерского района. Здесь, 25 января 1942-го оно переквалифицировалось в пулемётно-миномётное (войска в военное время нуждались не в интендантах, а в бойцах), и в этом статусе переместилось в Балаково, где находилось с апреля 1942-го по август 1944-го и занимало лучшие здания города. Здесь оно снова было переименовано, 1 июля 1943-го, – в стрелково-миномётное.

С 28 февраля по сентябрь 1942-го его возглавлял полковник Тихон Петрович Васильев, а после него – полковник Владимир Иванович Козин. Подводя итоги четырёхлетнего существования училища, в соответствующем докладе-отчёте он с гордостью писал:

«За 4 года личный состав,

а) преодолевая трудности, вызывавшиеся двукратной передислокацией, связанной с переброской огромного количества имущества и личного состава на большие расстояния и в плохих транспортных условиях,

б) устраиваясь на необжитых местах, где учёба, как, например, в с. Питерка, проходила в условиях отсутствия электрического света и керосиновых ламп, дров, заменявшихся мазутом, строительного материала для нар,

по-большевистски упорно и настойчиво

а) закалялся в преодолении трудностей, своими руками создавая себе жилища и устраивая быт так, чтобы учёба шла бесперебойно,

б) изучал пулемётное и миномётное дело, дав фронту не одну тысячу командиров, мастеров пулеметного и миномётного огня,

в) с честью поддерживал и умножало боевые традиции училища», которые, по словам Козина, заключались в хорошей учёбе и отличной строевой выправке.

Он напоминал, что «по примеру коммунистов и комсомольцев весь личный состав училища с большим подъёмом участвовал в массово-политических кампаниях» и приводил следующие примеры:

«2 июля 1940 г. только за 5 минут курсанты и офицеры 4 батальона подписались на заём в сумме 45 тыс. 205 руб. Всего личный состав при подписке на заём Третьего года Третьей Сталинской пятилетки дал взаймы государству 294 тыс. 895 руб.

В 1941 г., несмотря на то, что личный состав училища, по сравнению с 1940 г., количественно уменьшился почти в 2 раза, подписка на заём Четвёртого года Третье Сталинской пятилетки составила сумму в 634 тыс. 815 руб.

Подписка на Военный заём 1942 г. дала государству уже 2 млн 134 тыс. 395 руб. А в 1943 г. многие курсанты подписывались на заём на 5-10 тыс. руб., внося деньги наличными и всего училище подписалось на 5 млн 108 тыс. 790 руб.

Много средств собрали в 1942 г. курсанты и офицеры на постройку авиаэскадрильи им. Героя Советского Союза капитана Гастелло и танковой колонны им. прославленного танкиста, воспитанника Приволжского военного округа Владимира Хазова, причём курсант 1-го батальона Попов внёс наличными 3 тыс. рублей.

15 апреля 1943 г. т. Сталин в ответ на письмо личного состава 1-го батальона, собравшего 144 тыс. руб. прислал телеграмму:

“Балаково, часть 046.

Командиру 1 батальона подполковнику Томингу, замкомандира батальона по политчасти майору Смехову, секретарю партбюро капитану Блощицыну, секретарю бюро ВЛКСМ мл. лейтенанту Пустовалову, курсанту Попову.

Передайте курсантам, командирам и политработникам части 046, собравшим к ранее собранным 42 тыс. руб. дополнительно 102 тыс. на авиаэскадрилью им. Гастелло, мой боевой привет и благодарность Красной Армии.

И. Сталин“».

«Велик патриотический энтузиазм и героизм наших воспитанников, которые стали мастерами вождения бойцов на победу и которые научились сочетать личную храбрость с умением уничтожать врага в бою, не выпуская его из нашей земли, – докладывал полковник Козин. – Они героически защищали Сталинград, находясь в рядах легендарной 62- армии, гнали врага за Дон. Бьют его теперь за Днепром.

Воспитанник 12-й роты лейтенант Зарудный. Командуя ротой, во время штурма высоты в районе Сталинграда был ранен, но поле боя не оставил до тех пор, пока  его рота не овладела высотой. Вернувшись из госпиталя вновь защищать Сталинград, он писал:

“Сейчас мы ведём ожесточённый бой. Можете себе только представить, что происходит, когда пущены в действие одновременно все виды оружия. Идёт беспрерывно канонада, земля стонет. Наша задача ясна: родной Сталинград удержать и отбросить врага на запад”.

Защитник Сталинграда, выпускник 10-й роты лейтенант П. Иванов писал своему преподавателю майору Мазуру:

“Пишу под грохот и разрывы вражеских мин и снарядов, но спешу Вам сообщить, что Ваше доверие оправдаю, врага бьём, где только в силу взять моим миномётом, доказываем своё умение и мужество в боях с фашистской нечистью. Плоды Вашего ученья не пропадут. Бьём и громим врага. Не имея ни страха, ни устали – по-сталински”.

Выпускник 9-й роты лейтенант Стрижаков в боях на Украине, командуя батареей противотанковых орудий, огнём прямой наводки уничтожил 9 танков и около 400 солдат и офицеров врага. Отважному воину здесь же, на поле боя, был вручен орден Красной Звезды.

Воспитанник подполковника К.Ф. Сорока гвардии лейтенант Ткачёв, командуя взводом автоматчиков, в боях на Дону только за 2 недели уничтожил около 168 немцев и взял в плен 500 чел. Сам Ткачёв и все бойцы его взвода награждены орденами и медалями.

Выпускник 2-го батальона лейтенант Филиппов лично огнём пулемёта уничтожил 283 гитлеровца.

Воспитанник ст. лейтенанта Комова Трифонов – участник боёв за Сталинград и Гомель, теперь капитан, награждён орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды, медалями ”За отвагу” и “За оборону Сталинграда”.

Прочно связанные с училищем наши воспитанники гордятся тем, что они получили военное образование в его стенах и проникнуты стремлением в боях поддерживать его честь и боевые традиции.

“Я не опозорю звания офицера и честь нашего Симферопольского пулеметно-миномётного училища, где мне дали знания, чтобы бороться с проклятым врагом до последней капли крови”, – пишет с фронта один из них лейтенант Филиппов.

“Передайте особенный привет любимцу нашего батальона каритану Мазуру и передайте ему, что традиции и честь нашего батальона я буду гордо держать”, – пишет с фронта другой воспитанник нашего училища лейтенант Горелик.

Честь и слава нашим героям-воспитанникам и их воспитателям, не покладая рук готовящим кадры офицеров-пулемётчиков и миномётчиков для нашей Красной Армии!»

И среди воспитателей действительно были те, на которых стоило равняться, которым стоило подражать. О некоторых из них в своём докладе подробно рассказал начальник училища полковник Козин:

«Одним из лучших является командир 3 батальона майор Степан Андреевич Мазур. Сын бедняка, он прошёл большой путь от пастуха до майора, командира курсантского батальона. Степан Андреевич начал службу в Красной Армии в 1925 году рядовым красноармейцем. Долгое время он был младшим командиром. Упорной учёбой в порядке самообразования он приобрёл знания среднего командира и в 1930 году экстерном сдал экзамен за курс нормального военного училища. Он много раз участвует в операциях по уничтожению бандитизма на Кавказе. Окончив курсы «Выстрел», Мазур работает на этих курсах преподавателем тактики. В начале 1940 года он направляется на работу в 3-йй батальон нашего училища, где работает заместителем командира, а потом командиром батальона.

Коммунист с 1928 года, майор Мазур по-партийному, с величайшей ответственностью подходит к воспитанию кадров молодых командиров, и недаром его воспитанники в письмах с фронта с трогательной любовью называют его отцом. Только потому, что майор не допускает никаких поблажек нерадивым, поощряет старательных подчинённых и терпеливо воспитывает молодое пополнение: такие, казалось бы, недисциплинированные курсанты, как Стрижаков, становятся героями фронта.

Много сил уделяет воспитанию будущих фронтовиков командир 1 батальона подполковник Томинг. Сын скромного, но воинственного эстонского народа, он ещё в первую мировую войну находился в рядах русской армии, имея звание поручика. В дни советизации Эстонии он, подполковник эстонской армии, становится в боевых рядах армии Советов.

Война с гитлеровским захватчиками застала его на посту помощника  командира 42 стрелкового полка ныне 27 гвардейской дивизии. Вместе с этой дивизией, в тяжёлые дни летнего отступления 1941 года Томинг сражается с немцами на Северо-Западном фронте в районе Порхова, Сольцы, Старая Русса. В его сердце огнём Юрьевой ночи[1] горит тяжёлая ненависть к немцам, извечным врагам эстонского народа. Он верит, что рано или поздно Красная Армия освободит его далёкую родину, над которой навсегда зареет красное знамя Советов. Во имя освобождения нашей земли от немецких оккупантов он неустанно готовит боевые кадры победителей. Пунктуальный и точный, аккуратный и исполнительный командир, подполковник Томинг является образцом подражания для своих подчинённых.

Большим авторитетом среди подчинённых пользуется сравнительно недавно прибывший в училище на должность командира 2 батальона капитан Хази Вали Ахметович Шагеев. В 1932 г. комсомолец Шагеев добровольцем вступил в ряды Красной Армии. Потом он стал командиром взвода, роты, батальона. В армии он вступил в ряды большевистской партии.

В суровых условиях северной зимы капитан Шагеев мужественно и умело защищал нашу родину на Карельском фронте. Где бил немцев и финнов. Свыше года он пробыл на передовых позициях, командуя добровольческим комсомольским опытным батальоном и потом отдельным миномётным батальоном.

Много боевых испытаний пришлось ему перенести, но по-прежнему бодро и энергично он руководит боевой и политической подготовкой курсантов, вникая в малейшие детали этой подготовки.

Одним из самых любимых для курсантов “отцов-командиров” является капитан Игнат Фёдорович Блинов., заместитель командира 5 батальона. 11 лет он находятся в рядах Красной Армии. В ней он вырос из рядовых красноармейцев. Лейтенантом он вступил в бой с немцами на западном фронте летом 1941 года. много раз он был ранен. В бою он сам уничтожил несколько танков врага. О боевых подвигах гвардейца Блинова ещё 1 августа 1941 года рассказала советскому народу газета “Правда”. За эти подвиги он награждён орденом Красного Знамени. Любят и уважают курсанты капитана Блинова за его заботу о них, за терпеливость и настойчивость, которые характеризуют стиль его руководства их боевой и политической подготовкой. Уже став боевыми командирами, они не забывают своего “отца-командира”».

В Балакове состоялось пять выпусков лейтенантов и младших лейтенантов. Трое из них, Василий Иванович Крюков, Алексей Яковлевич Ломакин и Николай Никифорович Мороз, стали Героями Советского Союза.

В августе 1944-го училище вернулось на родину. В Симферополе, спустя несколько дней после Победы, 15 мая 1945-го, ему вернули название, полученное при «рождении»: пехотное. Через два года, в апреле 1947-го, училище расформировали. Эта процедура проходила уже при новом начальнике – гвардии генерал-майоре Георгии Павловиче Жиленкове.

 

[1] 23 апреля 1343 года в ночь на Юрьев день началось восстание эстов против датских и немецких правителей.